29 апреля 2008 года на стене корпуса кафедры 603
открыта мемориальная доска выдающемуся механику, Заслуженному деятелю науки РФ,
лауреату Государственной премии РФ, лауреату Премии Совета министров СССР,
доктору физико-математических наук, профессору Анатолию Герасимовичу ГОРШКОВУ.
 Фотогалерея
В 2005 году исполнилось 75 лет со дня основания кафедры 603.
К юбилею были подготовлены стенды, содержащие изложение основных моментов истории кафедры.
Здесь можно ознакомиться с их содержанием.
Ознакомиться с подробным содержанием учебных планов кафедры можно скачав файлы:
|
|
О кафедре "Строительная механика и прочность"
Год создания – 1930 г.
Наименование и переименования по годам :
- “Строительная механика аэроплана” (1930 г.);
- “Строительная механика и расчет на прочность самолетов” (1933 г.);
- “Строительная механика и прочность летательных аппаратов” (1968 г.);
- “Строительная механика и прочность” (1993 г.).
Заведующие кафедрой:
-
Алексей Михайлович Черемухин - основатель кафедры и первый ее заведующий (1933-1937 гг.),
- С 1942 г. по 1944 г. исполнял обязанности заведующего кафедрой доцент, кандидат технических наук
В.Т.Байков.
- В 1937-1941 гг. и затем в 1948-1959 гг. заведующим кафедрой становится
А. Ю. Ромашевский, профессор, доктор технических наук,
заслуженный деятель науки и техники.
- С 1959 года по 2005 год кафедрой “Строительная механика и прочность” руководил
Иван Филиппович Образцов,
доктор технических наук, профессор, академик РАН, лауреат Государственных и Ленинской премий.
- С 2005 года и по настоящее время кафедрой “Строительная механика и прочность” руководит
Федор Николаевич Шклярчук
доктор технических наук, профессор.
Кафедра обучает студентов 3-5 курсов 1-го, 6-го и 9-го факультетов
по дисциплинам строительной механики и прочности всех типов летательных аппаратов.
С 1968 г. кафедра стала выпускающей.
Число учебных групп выпускаемых студентов:
1968-1992 гг – 2 группы;
1992-1997 гг – 3 группы;
с 1997 г. – 2 группы.
Специальности и специализации (наименование и год введения):
- Специальность “Прочность летательных аппаратов” (1968-1992 гг).
- Специализация “Прочность ракет и космических аппаратов” (1992-1997 гг) по специальности “Разгонные блоки и космические
аппараты”.
- Специализация “Математическое и компьютерное моделирование прочности композитных конструкций” (1992 г.) по специальности
“Конструирование и поизводство изделий из композиционных материалов”.
- Специализация “Динамика и прочность аэрокосмических конструкций” (1992 г.) по специальности “Динамика и прочность машин”.
В настоящее время
кафедра 603 готовит специалистов по следующим специализациям:
150301 (071102) - Динамика и прочность аэрокосмических конструкций (группа 5)
150502 (121008) - Математическое и компьютерное моделирование прочности композитных конструкций (группа 6)
Данные специализации относятся к следующим специальностям (в скобках приведен номер специальности по старой классификации):
150301 (071100) - Динамика и прочность машин
150502 (121000) - Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
Перечень учебников и учебных пособий с грифом Минобраз (Госкомвуза), созданных преподавателями кафедры:
- Фигуровский В.И. Расчет на прочность беспилотных летательных аппаратов. Учебное пособие для вузов.
М.: Машиностроение, 1973.
- Михеев Р. А. Прочность вертолета. Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1984, 280 с. Премия им.
25-летия МАИ, 1985 г.
- Стригунов В.М. Расчет самолета на прочность. Учебник для вузов. М.: Машиностроение. 1984. 376 с. –
У. Минвуз.
- Авдонин А.С., Фигуровский В.И. Расчет на прочность летательных аппаратов. Учебник для вузов. М.:
Машиностроение. 1985. 440 с.
- Образцов И.Ф., Савельев Л.М., Хазанов Х.С. Метод конечных элементов в задачах строительной
механики ЛА. Учебник для вузов.
М.: Высшая школа. 1985. 392 с.
- Образцов И.Ф., Булычев Л.А., Васильев В.В. и др. Строительная механика летательных аппаратов.
Учебник для вузов.
М.: Машиностроение. 1986. 536 с. Премия им. 25-летия МАИ, 1987 г.
- Оболенский Е.П., Сахаров Б.И., Сибиряков В.А. Прочность летательных аппаратов и их агрегатов.
Учебник для вузов.
М.: Машиностроение. 1995 г. Премия им. 25-летия МАИ, 1997 г.
Перечень монографий с грифом Минобраз (Госкомвуза), созданных преподавателями кафедры:
- Феофанов А.Ф. Расчеты тонкостенных конструкций. – М.: Оборонгиз, 1953.
- Климов В.И. Расчет открытых оболочек типа авиаконструкций. – М.:Оборонгиз, 1957.
- Феофанов А.Ф. Строительная механика тонкостенных конструкций. – М.: Оборонгиз, 1958. –330с.
- Образцов И.Ф. Методы расчета на прочность кессонных конструкций типа крыла. – М.: Оборонгиз, 1960.
- Феофанов А.Ф. Строительная механика авиационных конструкций. – М.: Машиностроение, 1964.
- Образцов И.Ф. Вариационные методы расчета тонкостенных авиационных конструкций. – М.:
Машиностроение, 1966.
- Авдонин А.С. Прикладные методы расчета оболочек тонкостенных конструкций. – М.:
Машиностроение, 1969.
- Елпатьевский А.Н., Васильев В.В. Прочность цилиндрических оболочек из армированных материалов.
М.: Машиностроение, 1972.
- Образцов И.Ф., Онанов Г.Г. Строительная механика скошенных тонкостенных систем. –
Машиностроение, 1973. Государственная премия СССР за 1976г.
- Стригунов В.М. Расчет на прочность фюзеляжей и герметичных кабин. М.: Машиностроение, 1974.
- Власов В.В. Метод начальных функций в задачах теории упругости и строительной механики.
Строийиздат. 1975 г.
- Образцов И.Ф., Васильев В.В., Бунаков В.А. Оптимальное армирование оболочек вращения из
композиционных материалов. – М.: Машиностроение, 1977.
- Авдонин А.С. Расчет на прочность космических аппаратов. – М.: Машиностроение, 1979.
- Смирнов А.И. Аэроупругая устойчивость летательных аппаратов. М., Машиностроение, 1980.
- Акимов А.И., Берестов Л.М., Михеев Р.А. Летные испытания вертолетов. – М.: Машиностроение, 1980.
- Нерубайло Б.В. Локальные задачи прочности цилиндрических оболочек. М.: Машиностроение. 1983
- Оболенский Е.П., Сахаров Б.И., Стрекозов Н.П. Прочность агрегатов оборудования и элементов систем
жизнеобеспечения летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 1989. – 248с.
- Образцов И.Ф., Нерубайло Б.В., Андрианов И.В. Асимптотические методы в строительной механике
тонкостенных конструкций. – М.: Машиностроение, 1991. – 416с.
- Бакулин В.Н., Образцов И.Ф., Потопахин В.А. Динамические задачи нелинейной теории многослойных
оболочек. Действие термосиловых нагрузок, концентрированных потоков энергии. – М.: Физматлит, 1998. – 412с.
- Горшков А.Г., Морозов В.Н., Пономарев А.Т., Шклярчук Ф.Н. Аэрогидроупругость конструкций. – М.:
Физматлит, 2000. – 592с.
Полученные преподавателями и сотрудниками кафедрами премии:
- В 1968 году И.Ф. Образцову, В.В. Васильеву и А.Н. Елпатьевскому за цикл работ по исследованию прочности конструкций
из композиционных материалов, созданию теории и методов оптимального армирования оболочек вращения в конструкциях ЛА
присуждена первая премия имени 25-летия МАИ.
- В 1976 году И.Ф. Образцову и Г.Г.Онанову была присуждена Государственная премия СССР за монографию
"Строительная механика скошенных тонкостенных систем", М., Машиностроение, 1973, 660 с.
- В 1985 году доценту Р.А. Михееву присуждена первая премия имени Н.Е. Жуковского, одному из авторов книги
"Летные испытания вертолетов", М.,Машиностроение, 1980, 399 с.
- В 1985 году доценту (ныне профессору) А.А.Дудченко была присуждена Государственная премия СССР за научные
исследования по разработке методов расчета и проектирования конструкций из композиционных материалов.
- В 1985 году доценту Р.А.Михееву за учебник "Прочность вертолета" присуждена премия имени 25-летия МАИ.
- Коллективу авторов под руководством И.Ф. Образцова за учебник "Строительная механика летательных аппаратов"
в 1987 году присуждена премия имени 25-летия МАИ.
- За участие в работе по созданию автоматизированной системы экспериментальных исследований начальник
НИО-603 А.Г. Дворников удостоен премии Совета Министров СССР.
Структура преподавательских кадров в динамике с момента создания:
- Созданная в 1930 г. (пр.№98 от 6 сент. 1930 г.) кафедра “Строительная механика аэроплана” (Зав. каф. Черемухин А.М.)
в своем составе имела 4 человека: 1 профессор, 1 доцент и 2 ассистента.
- В 1933 г. согласно приказа № 266 кафедра “Строительная механика и расчет на прочность самолетов” (Зав. каф. проф. Черемухин А.М.)
в своем составе имела 9 человек: 1 профессор, 4 доцента, 4 ассистента.
- В 2005 г. кафедра “Строительная механика и прочность” (Зав. каф. академик Образцов И.Ф.) имела в своем составе 23 человека:
1 академик РАН, 9 докторов наук, 14 кандидатов наук.
- В настоящее время кафедра “Строительная механика и прочность” (Зав. каф. профессор Шклярчук Ф.Н.) имеет в своем составе
22 человека: 12 докторов наук, 10 кандидатов наук.
Кафедра проводит большую работу по подготовке научных и педагогических кадров.
На кафедре подготовлено более 100 кандидатов и 16 докторов наук в области механики твердого деформированного тела,
строительной механики, механики композиционных конструкций, прочности самолета, вертолета и космических летательных аппаратов.
Для обеспечения учебного процесса преподавателями кафедры издано более 70 учебных пособий в издательстве МАИ и
более 10 учебников в центральных издательствах.
В настоящее время основными направлениями научных исследований кафедры и учебно-научного исследовательского центра
являются:
- разработка методов анализа напряженно-деформированного состояния и динамики составных конструкций ЛА и КА,
- разработка моделей деформирования, методов расчета и проектирования композиционных конструкций.
- методы расчета и анализа адаптивных конструкций с управляющими деформациями.
Основные направления обучения:
- Методы математического моделирования деформированного состояния и динамического поведения конструкций.
- Современные теоретические и экспериментальные методы исследования прочности, жесткости, устойчивости и колебаний конструкций.
- Теория и методы расчета на прочность и проектирование конструкций из КМ.
- Компьютерные методы моделирования и анализа НДС и динамического поведения конструкций.
Кафедра участвует в подготовке иностранных студентов и аспирантов.
Имеет лицензию на подготовку магистра техники и технологии по направлению "Авиа- и ракетостроение"
в рамках программы "Динамика и прочность элементов конструкций летательных аппаратов".
К настоящему времени выпущено 3 магистра и 3 кандидата наук.
Научная и учебная лабораторная база.
В МАИ с самого его рождения наряду с учебным процессом широким фронтом шла научно-исследовательская работа,
в которой принимали участие преподаватели, студенты, представители промышленности.
Потребности развития в МАИ опытного самолетостроения привели к необходимости создания экспериментальной лаборатории.
В 1937 году были подготовлены помещения для лаборатории испытаний конструкций самолетов (ЛИКС),
началось ее оснащение оборудованием. Выделенная С.В. Ильюшиным группа сотрудников создала в ЛИКСе копер
с автоматической записывающей аппаратурой для испытания шасси.
Н.Н.Поликарпов передал чертежи и образцы конструкций, С.А. Лавочкин - комплект импортных тензодатчиков.
Группа сотрудников А.И.Микояна помогла создать рычажные системы.Общее руководство лабораторией кафедры с 1937 г. по 1942 г.
осуществлял Н.Ф. Чехонин.
С 1937 года в ЛИКСе стали проводиться учебные занятия по строительной механике и прочности самолетов.
Под руководством И.Ф. Образцова были разработаны бимоментная теория депланации и общие методы расчета оболочек крыла,
фюзеляжа и корпуса ЛА, решен ряд краевых задач по прочности дискретно-континуальных пространственных систем.
Высокий уровень научных исследований послужил основанием для создания на кафедре
в октябре 1969 года проблемной
лаборатории “Надежность и живучесть конструкций ЛА”. Научным руководителем с момента ее создания являлся
академик
И.Ф. Образцов.
Результаты, полученные в проблемной лаборатории кафедры по созданию автоматизированной системы прочностного эксперимента,
по созданию и развитию методов исследования напряженно-деформированного состояния, надежности и живучести тонкостенных
конструкций получили высокую оценку Президента АН СССР А.П. Александрова во время его посещения кафедры
12 января 1981 года.
В 1970 году завершено строительство и оснащение технологическим оборудованием
статзала промышленных испытаний кафедры.
Площадь лаборатории - 1000 кв.м., высота потолка – 33 м, высота крана – 18 м.
Первые испытания проведены в 1970 г. на самолете Миг-21, а в 1973-1976 гг. проводились испытания
вертолета Ка-32.
В 1980 году и в 1984 г. в лаборатории сотрудники кафедры провели полный цикл испытаний спортивно-пилотажного
самолета
“Квант” и легкомоторного самолета “Эльф”, спроектированных и построенных студентами в ОСКБ самолетостроения института,
и студенческого спутника “Искра”.
В 1993 году лаборатория кафедры преобразуется в учебно-научный исследовательский центр (УНИЦ «СИГМА-МАИ»)
и на общем собрании коллектива кафедры доцент А.А. Князев избирается его директором.
Наиболее выдающимися выпускниками, окончившими аспирантуру по кафедре являются:
-
Тарасов А.Т., к.т.н., Зам. Генерального конструктора, Главный конструктор НПО “Молния”, Лауреат
Государственной премии СССР, Заслуженный конструктор РФ;
-
Васильев В.В., д.т.н., профессор, член-корреспондент РАН, Зам. Главного конструктора ЦНИИ специального
машиностроения, Лауреат государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки РФ.
|