О кафедре 603 Сторительная механика и прочность
кафедра преподаватели пособия
 


29 апреля 2008 года на стене корпуса кафедры 603 открыта мемориальная доска выдающемуся механику, Заслуженному деятелю науки РФ, лауреату Государственной премии РФ, лауреату Премии Совета министров СССР, доктору физико-математических наук, профессору Анатолию Герасимовичу ГОРШКОВУ.


Фотогалерея



В 2005 году исполнилось 75 лет со дня основания кафедры 603.
К юбилею были подготовлены стенды, содержащие изложение основных моментов истории кафедры.
Здесь можно ознакомиться с их содержанием.
Стенд № 1 (.pdf)
Стенд № 2 (.pdf)
Стенд № 3 (.pdf)
Стенд № 4 (.pdf)
Стенд № 5 (.pdf)
Стенд № 6 (.pdf)
Стенд № 7 (.pdf)
Стенд № 8 (.pdf)
Стенд № 9 (.pdf)



Ознакомиться с подробным содержанием учебных планов кафедры можно скачав файлы:
071102 (.zip/MS-Word)
121008 (.zip/MS-Word)






О кафедре "Строительная механика и прочность"

Год создания – 1930 г.

Наименование и переименования по годам :

  • “Строительная механика аэроплана” (1930 г.);
  • “Строительная механика и расчет на прочность самолетов” (1933 г.);
  • “Строительная механика и прочность летательных аппаратов” (1968 г.);
  • “Строительная механика и прочность” (1993 г.).

Заведующие кафедрой:

  • Алексей Михайлович Черемухин - основатель кафедры и первый ее заведующий (1933-1937 гг.),
  • С 1942 г. по 1944 г. исполнял обязанности заведующего кафедрой доцент, кандидат технических наук В.Т.Байков.
  • В 1937-1941 гг. и затем в 1948-1959 гг. заведующим кафедрой становится А. Ю. Ромашевский, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники.
  • С 1959 года по 2005 год кафедрой “Строительная механика и прочность” руководил Иван Филиппович Образцов, доктор технических наук, профессор, академик РАН, лауреат Государственных и Ленинской премий.
  • С 2005 года и по настоящее время кафедрой “Строительная механика и прочность” руководит Федор Николаевич Шклярчук доктор технических наук, профессор.

Кафедра обучает студентов 3-5 курсов 1-го, 6-го и 9-го факультетов по дисциплинам строительной механики и прочности всех типов летательных аппаратов. С 1968 г. кафедра стала выпускающей.
Число учебных групп выпускаемых студентов:
1968-1992 гг – 2 группы;
1992-1997 гг – 3 группы;
с 1997 г. – 2 группы.

Специальности и специализации (наименование и год введения):

  • Специальность “Прочность летательных аппаратов” (1968-1992 гг).
  • Специализация “Прочность ракет и космических аппаратов” (1992-1997 гг) по специальности “Разгонные блоки и космические аппараты”.
  • Специализация “Математическое и компьютерное моделирование прочности композитных конструкций” (1992 г.) по специальности “Конструирование и поизводство изделий из композиционных материалов”.
  • Специализация “Динамика и прочность аэрокосмических конструкций” (1992 г.) по специальности “Динамика и прочность машин”.

В настоящее время кафедра 603 готовит специалистов по следующим специализациям:

150301 (071102) - Динамика и прочность аэрокосмических конструкций (группа 5)
150502 (121008) - Математическое и компьютерное моделирование прочности композитных конструкций (группа 6)

Данные специализации относятся к следующим специальностям (в скобках приведен номер специальности по старой классификации):

150301 (071100) - Динамика и прочность машин
150502 (121000) - Конструирование и производство изделий из композиционных материалов

Перечень учебников и учебных пособий с грифом Минобраз (Госкомвуза), созданных преподавателями кафедры:

  1. Фигуровский В.И. Расчет на прочность беспилотных летательных аппаратов. Учебное пособие для вузов. М.: Машиностроение, 1973.
  2. Михеев Р. А. Прочность вертолета. Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1984, 280 с. Премия им. 25-летия МАИ, 1985 г.
  3. Стригунов В.М. Расчет самолета на прочность. Учебник для вузов. М.: Машиностроение. 1984. 376 с. – У. Минвуз.
  4. Авдонин А.С., Фигуровский В.И. Расчет на прочность летательных аппаратов. Учебник для вузов. М.: Машиностроение. 1985. 440 с.
  5. Образцов И.Ф., Савельев Л.М., Хазанов Х.С. Метод конечных элементов в задачах строительной механики ЛА. Учебник для вузов. М.: Высшая школа. 1985. 392 с.
  6. Образцов И.Ф., Булычев Л.А., Васильев В.В. и др. Строительная механика летательных аппаратов. Учебник для вузов. М.: Машиностроение. 1986. 536 с. Премия им. 25-летия МАИ, 1987 г.
  7. Оболенский Е.П., Сахаров Б.И., Сибиряков В.А. Прочность летательных аппаратов и их агрегатов. Учебник для вузов. М.: Машиностроение. 1995 г. Премия им. 25-летия МАИ, 1997 г.

Перечень монографий с грифом Минобраз (Госкомвуза), созданных преподавателями кафедры:

  1. Феофанов А.Ф. Расчеты тонкостенных конструкций. – М.: Оборонгиз, 1953.
  2. Климов В.И. Расчет открытых оболочек типа авиаконструкций. – М.:Оборонгиз, 1957.
  3. Феофанов А.Ф. Строительная механика тонкостенных конструкций. – М.: Оборонгиз, 1958. –330с.
  4. Образцов И.Ф. Методы расчета на прочность кессонных конструкций типа крыла. – М.: Оборонгиз, 1960.
  5. Феофанов А.Ф. Строительная механика авиационных конструкций. – М.: Машиностроение, 1964.
  6. Образцов И.Ф. Вариационные методы расчета тонкостенных авиационных конструкций. – М.: Машиностроение, 1966.
  7. Авдонин А.С. Прикладные методы расчета оболочек тонкостенных конструкций. – М.: Машиностроение, 1969.
  8. Елпатьевский А.Н., Васильев В.В. Прочность цилиндрических оболочек из армированных материалов. М.: Машиностроение, 1972.
  9. Образцов И.Ф., Онанов Г.Г. Строительная механика скошенных тонкостенных систем. – Машиностроение, 1973. Государственная премия СССР за 1976г.
  10. Стригунов В.М. Расчет на прочность фюзеляжей и герметичных кабин. М.: Машиностроение, 1974.
  11. Власов В.В. Метод начальных функций в задачах теории упругости и строительной механики. Строийиздат. 1975 г.
  12. Образцов И.Ф., Васильев В.В., Бунаков В.А. Оптимальное армирование оболочек вращения из композиционных материалов. – М.: Машиностроение, 1977.
  13. Авдонин А.С. Расчет на прочность космических аппаратов. – М.: Машиностроение, 1979.
  14. Смирнов А.И. Аэроупругая устойчивость летательных аппаратов. М., Машиностроение, 1980.
  15. Акимов А.И., Берестов Л.М., Михеев Р.А. Летные испытания вертолетов. – М.: Машиностроение, 1980.
  16. Нерубайло Б.В. Локальные задачи прочности цилиндрических оболочек. М.: Машиностроение. 1983
  17. Оболенский Е.П., Сахаров Б.И., Стрекозов Н.П. Прочность агрегатов оборудования и элементов систем жизнеобеспечения летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 1989. – 248с.
  18. Образцов И.Ф., Нерубайло Б.В., Андрианов И.В. Асимптотические методы в строительной механике тонкостенных конструкций. – М.: Машиностроение, 1991. – 416с.
  19. Бакулин В.Н., Образцов И.Ф., Потопахин В.А. Динамические задачи нелинейной теории многослойных оболочек. Действие термосиловых нагрузок, концентрированных потоков энергии. – М.: Физматлит, 1998. – 412с.
  20. Горшков А.Г., Морозов В.Н., Пономарев А.Т., Шклярчук Ф.Н. Аэрогидроупругость конструкций. – М.: Физматлит, 2000. – 592с.

Полученные преподавателями и сотрудниками кафедрами премии:

  • В 1968 году И.Ф. Образцову, В.В. Васильеву и А.Н. Елпатьевскому за цикл работ по исследованию прочности конструкций из композиционных материалов, созданию теории и методов оптимального армирования оболочек вращения в конструкциях ЛА присуждена первая премия имени 25-летия МАИ.
  • В 1976 году И.Ф. Образцову и Г.Г.Онанову была присуждена Государственная премия СССР за монографию "Строительная механика скошенных тонкостенных систем", М., Машиностроение, 1973, 660 с.
  • В 1985 году доценту Р.А. Михееву присуждена первая премия имени Н.Е. Жуковского, одному из авторов книги "Летные испытания вертолетов", М.,Машиностроение, 1980, 399 с.
  • В 1985 году доценту (ныне профессору) А.А.Дудченко была присуждена Государственная премия СССР за научные исследования по разработке методов расчета и проектирования конструкций из композиционных материалов.
  • В 1985 году доценту Р.А.Михееву за учебник "Прочность вертолета" присуждена премия имени 25-летия МАИ.
  • Коллективу авторов под руководством И.Ф. Образцова за учебник "Строительная механика летательных аппаратов" в 1987 году присуждена премия имени 25-летия МАИ.
  • За участие в работе по созданию автоматизированной системы экспериментальных исследований начальник НИО-603 А.Г. Дворников удостоен премии Совета Министров СССР.

Структура преподавательских кадров в динамике с момента создания:

  • Созданная в 1930 г. (пр.№98 от 6 сент. 1930 г.) кафедра “Строительная механика аэроплана” (Зав. каф. Черемухин А.М.) в своем составе имела 4 человека: 1 профессор, 1 доцент и 2 ассистента.
  • В 1933 г. согласно приказа № 266 кафедра “Строительная механика и расчет на прочность самолетов” (Зав. каф. проф. Черемухин А.М.) в своем составе имела 9 человек: 1 профессор, 4 доцента, 4 ассистента.
  • В 2005 г. кафедра “Строительная механика и прочность” (Зав. каф. академик Образцов И.Ф.) имела в своем составе 23 человека: 1 академик РАН, 9 докторов наук, 14 кандидатов наук.
  • В настоящее время кафедра “Строительная механика и прочность” (Зав. каф. профессор Шклярчук Ф.Н.) имеет в своем составе 22 человека: 12 докторов наук, 10 кандидатов наук.

Кафедра проводит большую работу по подготовке научных и педагогических кадров. На кафедре подготовлено более 100 кандидатов и 16 докторов наук в области механики твердого деформированного тела, строительной механики, механики композиционных конструкций, прочности самолета, вертолета и космических летательных аппаратов.

Для обеспечения учебного процесса преподавателями кафедры издано более 70 учебных пособий в издательстве МАИ и более 10 учебников в центральных издательствах.

В настоящее время основными направлениями научных исследований кафедры и учебно-научного исследовательского центра являются:

  • разработка методов анализа напряженно-деформированного состояния и динамики составных конструкций ЛА и КА,
  • разработка моделей деформирования, методов расчета и проектирования композиционных конструкций.
  • методы расчета и анализа адаптивных конструкций с управляющими деформациями.

Основные направления обучения:

  • Методы математического моделирования деформированного состояния и динамического поведения конструкций.
  • Современные теоретические и экспериментальные методы исследования прочности, жесткости, устойчивости и колебаний конструкций.
  • Теория и методы расчета на прочность и проектирование конструкций из КМ.
  • Компьютерные методы моделирования и анализа НДС и динамического поведения конструкций.

Кафедра участвует в подготовке иностранных студентов и аспирантов. Имеет лицензию на подготовку магистра техники и технологии по направлению "Авиа- и ракетостроение" в рамках программы "Динамика и прочность элементов конструкций летательных аппаратов". К настоящему времени выпущено 3 магистра и 3 кандидата наук.

Научная и учебная лабораторная база.

В МАИ с самого его рождения наряду с учебным процессом широким фронтом шла научно-исследовательская работа, в которой принимали участие преподаватели, студенты, представители промышленности. Потребности развития в МАИ опытного самолетостроения привели к необходимости создания экспериментальной лаборатории.

В 1937 году были подготовлены помещения для лаборатории испытаний конструкций самолетов (ЛИКС), началось ее оснащение оборудованием. Выделенная С.В. Ильюшиным группа сотрудников создала в ЛИКСе копер с автоматической записывающей аппаратурой для испытания шасси. Н.Н.Поликарпов передал чертежи и образцы конструкций, С.А. Лавочкин - комплект импортных тензодатчиков. Группа сотрудников А.И.Микояна помогла создать рычажные системы.Общее руководство лабораторией кафедры с 1937 г. по 1942 г. осуществлял Н.Ф. Чехонин.

С 1937 года в ЛИКСе стали проводиться учебные занятия по строительной механике и прочности самолетов. Под руководством И.Ф. Образцова были разработаны бимоментная теория депланации и общие методы расчета оболочек крыла, фюзеляжа и корпуса ЛА, решен ряд краевых задач по прочности дискретно-континуальных пространственных систем.

Высокий уровень научных исследований послужил основанием для создания на кафедре в октябре 1969 года проблемной лаборатории “Надежность и живучесть конструкций ЛА”. Научным руководителем с момента ее создания являлся академик И.Ф. Образцов. Результаты, полученные в проблемной лаборатории кафедры по созданию автоматизированной системы прочностного эксперимента, по созданию и развитию методов исследования напряженно-деформированного состояния, надежности и живучести тонкостенных конструкций получили высокую оценку Президента АН СССР А.П. Александрова во время его посещения кафедры 12 января 1981 года.

В 1970 году завершено строительство и оснащение технологическим оборудованием статзала промышленных испытаний кафедры. Площадь лаборатории - 1000 кв.м., высота потолка – 33 м, высота крана – 18 м. Первые испытания проведены в 1970 г. на самолете Миг-21, а в 1973-1976 гг. проводились испытания вертолета Ка-32. В 1980 году и в 1984 г. в лаборатории сотрудники кафедры провели полный цикл испытаний спортивно-пилотажного самолета “Квант” и легкомоторного самолета “Эльф”, спроектированных и построенных студентами в ОСКБ самолетостроения института, и студенческого спутника “Искра”.

В 1993 году лаборатория кафедры преобразуется в учебно-научный исследовательский центр (УНИЦ «СИГМА-МАИ») и на общем собрании коллектива кафедры доцент А.А. Князев избирается его директором.

Наиболее выдающимися выпускниками, окончившими аспирантуру по кафедре являются:

  1. Тарасов А.Т., к.т.н., Зам. Генерального конструктора, Главный конструктор НПО “Молния”, Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный конструктор РФ;
  2. Васильев В.В., д.т.н., профессор, член-корреспондент РАН, Зам. Главного конструктора ЦНИИ специального машиностроения, Лауреат государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки РФ.
©2011 МАИ